Статьи


Рассматриваются итоги экономического развития России за 1991–2017 гг. Выделяются три основных периода: трансформационный кризис (1991–1998), восстановительный социально-экономический рост (1999–2008) и 10-летие глобального кризиса, рецессии и стагнации (2009–2018). Показано, что за эти годы экономика России перешла не к экономическому росту, а к стагнации. Основная причина сложившихся проблем, по мнению автора, состоит в том, что страна не перешла к цивилизованному рынку, который содержит встроенный в свое нутро двигатель экономики — за счет конкуренции, стимулирования, воспроизводства инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, то есть в источники экономического роста. В статье предлагается вернуть народнохозяйственное планирование, которое могло бы быть директивным для госструктур.

В интервью нашли отражение основные итоги заседании Научного совета по экономической политике на тему «Роль банков в выходе из кризиса и оживлении экономики России», которое состоялось в Государственной Думе 15 апреля 2016 г. Участники заседания – ведущие эксперты в банковской сфере поделились с журналом «Проблемы теории и практики управления» ответами на актуальные вопросы российско-итальянского сотрудничества, участия российских банков в стимулировании экономического роста и преодолении кризисных процессов в России, развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

Рассмотрена сущность ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения в агропромышленном комплекса, ее содержание в современных условиях бизнеса. Доказывается необходимость разработки новой программы восстановления и развития агропромышленного производства на основе использования принципов формирования ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения.

Анализируются основные тенденции развития российской экономики, разрабатываются решения в области экономической политики на перспективу до 2024 г. Констатируется, что основные проблемы текущей российской экономики связаны со структурной несбалансированностью, для преодоления которой требуется набор специальных мер структурно-инвестиционной политики. Доказывается, что с учетом имеющихся в экономике ограничений наиболее приемлемой долгосрочной стратегией является сочетание методов стратегического и проектного управления через создание комплекса крупных национальных проектов.

Показана пагубность рестрикционной денежно-кредитной политики Банка России для национальной экономики. Обосновывается целесообразность развития специфических бюджетных механизмов финансирования инвестиций, формирования «длинных» денег в экономике.

В последнее время немалый общественный резонанс получают официально публикуемые материалы о неудовлетворительном исполнении не законов и подзаконных актов, а так называемых поручений и указаний, причем не бизнесменами и простыми гражданами, но лицами, занимающими высокие государственные должности.

Показано, что в успехе догоняющего развития важную роль играли специальные структуры — генеральные агентства развития, координировавшие деятельность министерств и ведомств. Рассмотрены функции таких агентств, сформулированы основные задачи, которые должно решать аналогичное российское Федеральное агентство развития (ФАР). Создание в конце 2016 г. департамента проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации можно рассматривать как первый этап создания ФАР. Предлагается ряд дальнейших шагов по его формированию.

Осуществлен анализ тенденций развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК): отраслевой структуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и источников их финансирования. Определены темпы роста и доля инновационной продукции в общем объёме продукции ОПК и его отраслей на трехлетний период.

Выделены признаки, выполнение которых может свидетельствовать о переломных процессах в российской экспортной политике. Обосновывается ответ на вопрос «кто является и может быть двигателем экспортной «революции» в России?». Сгруппировано многообразие существующих подходов к классификации видов поддержки экспорта и предложена авторская модель типологии инфраструктуры содействия экспорту.

Исследуются сущность пространственных систем и условия их жизнеспособности. Излагается авторская точка зрения на правовую природу и проблематику так называемых регуляторов пространственного развития. Особое внимание уделяется анализу механизма  «точечного» стимулирования развития Арктической зоны РФ и связанной с ним проблеме фрагментации единого правового пространства России.

Анализируется динамика роста общего мирового благосостояния и благосостояния граждан России, выделяются основные факторы, определяющие его динамику. Обращается внимание на тенденцию к увеличению неравенства в распределение доходов жителей планеты и России в пользу наиболее обеспеченных слоев. Рассматриваются причины и масштабы оттока капитала и доходов в офшорные юрисдикции и концентрация там активов. Оценивается стоимость российского благосостояния за рубежом, дается прогноз роста мирового благосостояния до 2021 г.

Раскрывается роль британского голосования о выходе из Европейского союза (Брекзит) как ключевого момента кризиса глобальной экономики, который требует фундаментальной переоценки основных современных ценностей. Делается вывод о необходимости разработки альтернатив сложившейся модели глобализации, которая благоприятствовала только небольшим группам современного общества.

Показано, что провальные институциональные реформы 2000-х гг. в значительной мере явились следствием инертности и бессилия послушного парламентского большинства, провалов и дисфункций государства в сфере законодательной власти. По мнению автора, назрела объективная потребность в обновлении профессиональной этики (морали) и формировании соответствующего этического кодекса как кодифицированного свода норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения государственных служащих.

Обобщены научные подходы к анализу взаимосвязи экономического неравенства и экономического развития. Показано, что для постсоветской России характерно необоснованное  увеличение экономического неравенства на фоне роста численности бедных, замедления роста реальных доходов населения и ВВП, что вызвано отсутствием согласованности приоритетов и тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ. Обосновано, что при формировании экономической политики необходимо развивать основы социального государства с приведением экономического неравенства к оптимальному уровню.

Исследуются вопросы происхождения и живучести экономико-реформационного мифотворчества, заключающегося в формировании и закреплении в сознании групп людей ложных образов «рынка». Раскрываются негативные последствия сохраняющегося диктата мифологизированной идеологии рыночных реформ, обосновывается важность возвращения к нормам науки и перехода к методологии реформирования, основанной на научном знании.

Рассматриваются типичные заблуждения российского менеджера, связанные с неадекватным восприятием окружающего мира. Основное внимание уделяется системе оплаты труда и побудительным мотивам работника к эффективной работе в компании.

Обосновывается целесообразность разработки и принятия нормативного правового акта, направленного на устранение угрозы политического экстремизма. Цель разработки закона — сократить влия-ние иностранных государств, направленное на дестабилизацию текущей политической ситуации.

Раскрываются актуальные проблемы управления государственной собственностью, обоснована необходимость повышения ее вклада в развитие отечественной экономики. Анализируются неиспользованные возможности института государственной собственности как альтернативы современного этапа приватизации.


Раскрывается авторская позиция, согласно которой экономическая политика России «потеряла» собственно экономическое содержание и отдана на откуп институтам и процессам неэкономического характера. Это неприемлемая роскошь для современного периода мировой глобальной трансформации в условиях турбулентности и неопределенности. Неуправляемая глубокая интеграция российской экономики в глобальные цепочки стоимости не привела к росту эффективности, а простимулировала технологическое отставание. Промышленная политика в стратегическом обрамлении должна стать основой «повестки дня» на ближайший период. Для этого крайне необходимо наладить действенный механизм координации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

Обосновывается особое значение выставочной деятельности в период кризиса для реальных секторов экономики страны. Автор формулирует основные проблемы развития выставочной деятельности в России на современном этапе и предлагает систему антикризисных действий по оздоровлению современного выставочного рынка.

Индикаторы рынка

Информеры - курсы валют Информеры - курсы валют

Информеры - курсы валют RosInvest.Com Котировки, новости