Статьи


Анализируются масштаб, разнообразие, декларированные задачи и место целеполагающей функции документов стратегического характера в практике государственного управления. Затрагивается проблема перехода в практику государственного управления всех положений «стратегий», «основных направлений» и других документов стратегического целеполагания.

Дана оценка интеграционным и дезинтеграционным тенденциям на различных этапах становления и развития СНГ. Сделан вывод о том, что в настоящее время Содружество оказалось без единой идеологии, реальных властных полномочий, ясных целей и четких функций. Обоснованы направления преодоления глобальных вызовов и внутренних противоречий стран ЕАЭС, формы и механизмы их экономической, культурной и оборонной интеграции, а также возможные сценарии расширения взаимодействия ЕАЭС с другими международными объединениями.

Показано, что для успешного проведения политики импортозамещения необходимо провести технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, социальных и государственных институтов. С помощью эконометрических методов проанализированы различные аспекты импортозамещения, определены условия, без создания которых эффект реализации данной стратегии будет отрицательным.

Рассматриваются возможности формирования новых экономических партнерств России, анализируются наиболее приемлемые тесные экономические альянсы. Показываются имеющиеся проблемы, а также выделяются перспективные направления и формы для развития связей России в рамках новых партнерств.

Анализируется развитие региональных инновационных систем стран ЕС и высокотехнологичных кластеров. Раскрывается картина регионального деления ЕС, а также особенности выделения регионов разных уровней. Показана роль кластеров в развитии инновационной экономики. Сделаны выводы о том, что инновационное развитие региона зависит от экономической политики, реализуемой на уровне стран, регионов и наднациональной системы ЕС.

В статье проводится анализ результатов первого года реализации Программы проектного финансирования. Выявлен ряд факторов, которые могут привести к снижению ее эффективности, предложены меры по смягчению этих факторов.

Анализируются причины стагнации и рецессии российской экономики в 2013–2016 гг. Выявлены недостатки банковской системы РФ, обозначена роль денежно-кредитной политики в социально-экономическом развитии страны. Раскрываются основные положения Программы по форсированию роста инвестиций в основные фонды и «экономику знаний».

Показывается необходимость и возможность возрождения общенационального селективного планирования как одного из важных механизмов выхода из кризиса и перехода к социально-ориентированному развитию в современной экономике России. Авторы раскрывают основные содержание, формы и методы такого планирования, а также проблемы и пути формирования целей и субъекта планирования, что предполагает решение проблемы «провалов государства». Большое внимание уделяется конкретным рекомендациям по решению этих проблем.

Дана оценка технологической функции (уровня технологичности) для российской экономики. Применительно к российской экономике формируется система предложений по управлению промышленностью. Предлагаются необходимые меры по стимулированию новой промышленной политики, нацеленной на повышение общей технологичности промышленности России.

В своем интервью журналу «Проблемы теории и практики управления» академик А. П. Кулешов рассуждает о роли фундаментальной науки в современной России, называет условия обеспечения безопасности и лидерства страны. По мнению ученого, российское общество все еще сохраняет самое важное — человеческий капитал в науке, однако для его развития необходимо формирование широкой прослойки людей, способных и генерировать инновации, и быть к ним восприимчивыми.

Обосновывается целесообразность актуализации технологического аспекта промышленной политики России. Анализируются основные концептуальные подходы к формированию национальной технологической инициативы как инструмента обеспечения технологического лидерства страны. Рассматриваются методические, организационные и институциональные вопросы реализации политики обеспечения технологической независимости.

Статья посвящена обоснованию важности возрождения селективного планирования как одного из важнейших средств реализации стратегии опережающего развития в России. Основу этого обоснования в данном тексте составляет критический анализ практик планирования в ряде стран Европы и Азии, а также СССР. Этот анализ иллюстрирует эффективность использования планирования не только для решения задач индустриальной модернизации, но и для обеспечения прогресса высокотехнологичного производства, решения социальных, гуманитарных и экологических проблем.

Показана необходимость проведения  концептуальной, а затем и правовой доработки вопросов  организационной  структуры системы планирования в целом и на ее основе — конкретизации  функциональных механизмов. Предложена концептуальная схема организации стратегического планирования в РФ.

Рассматривается содержание и дается оценка значимости «зеленого» фактора экономического роста в контексте потребностей социально устойчивого развития. Обосновывается приоритетная роль строительства как акселератора указанного роста и основного источника рабочих мест «зеленой» экономики. Дается характеристика основных мировых «зеленых» стандартов в строительстве (BREEAM и LEED), аналогичных стандартов в России, а также перспектив их развития.

По мнению автора, увеличивающееся количество разнообразных «зональных» образований с льготными режимами, создаваемых в разных частях страны, приводит к росту конкуренции между ними за государственные ресурсы, за частные инвестиции, за кадры. Нужны координация и согласованность принятия соответствующих государственных решений в масштабах всей страны.

Автор обращается к вопросу восстановления индустриального потенциала России после разрушительных для него «реформ» 1990-х и позднейших годов. Конструктивно-критическому осмыслению подвергается серия статей известных российских ученых-экономистов А.И. Колганова и А.В. Бузгалина, опубликованных в 2014 году в журналах «Проблемы теории и практики управления» и «Социс» в рамках дискуссии на тему возможности «новой индустриализации» в России в наши дни.

Раскрываются сущность и условия формирования новой геоэкосоциоэкономической модели освоения природного потенциала, ориентированной на равновесное природопользование. Предложен алгоритм принятия управленческих решений при комплексном управлении природопользованием в рамках рассматриваемой модели.

Анализируются изменения в системе управления региональным развитием. Излагается концепция «территорий особого развития» как теоретико-методологическая база новой концепции регионального развития.

Раскрываются проблемы и условия повышения пенсионного возраста в России. Доказывается, что процесс повышения пенсионного возраста должен быть подготовлен адекватным развитием всей социально-экономической системы государства.

Рассматриваются дискуссионные вопросы природы экономической системы. Доказывается, что эта система детерминирует стратегию экономического управления. Обосновывается важность восстановления народнохозяйственного планирования с обновленными формами и методами.

Индикаторы рынка

Информеры - курсы валют Информеры - курсы валют

Информеры - курсы валют RosInvest.Com Котировки, новости