Статьи


Рассматриваются понятие электронного правительства и его роль в повышении эффективности деятельности органов государственного управления. Разъясняется термин «электронное общество», показывается его связь с социально-экономическим развитием страны.

Предложены определения территориальной конкуренции, конкурентного позиционирования и конкурентного иммунитета. Выделены особенности и источники конкурентной активности территорий, а также ограничивающие ее факторы.

Экономическая политика «зеленого» роста, принятая в качестве стратегического направления развития стран – членов ОЭСР в 2009 г., рассматривается как основа для модернизации энергетического базиса российской экономики. Отмечается ее тесная связь с целями государства в области социальных преобразований.

Исследуются теоретические аспекты экономического роста на основе модернизации в промышленности в условиях инновационной экономики. Анализируются факторы и мотивы, определяющие решения о проведении и финансировании соответствующих мероприятий.

Проанализированы уроки финансово-экономического и социального кризиса в России 2008–2009 гг. Обоснованы приоритетные направления модернизации экономики страны, способные вывести Россию на уровень наиболее развитых стран по ряду показателей.

Как создать условия, стимулирующие инновационную активность населения? Как России найти свою нишу в сфере высоких технологий? Ответы на эти и другие актуальные вопросы прозвучали в интервью, данном академиком Е.П. Велиховым главному редактору журнала А.А. Хачатуряну.

Анализируются противоречия между экономическим ростом и социальным развитием, наблюдаемые в России в условиях отказа от административно-командных методов руководства и становления института частной собственности. От того, насколько успешен будет процесс формирования института частной собственности, зависит обеспечение государством социально-экономического развития – как отдельного индивида, так и общества в целом.

Предложено авторское определение территориальной конкуренции, конкурентного позиционирования и конкурентного иммунитета. Выделены особенности и источники конкурентной активности территорий.

Исследуется концепция социально-экономического развития страны на предстоящий период как третья попытка определения стратегических ориентиров развития. Ее реалистичность, по мнению автора, во многом определяется итогами и опытом, полученными в ходе реализации аналогичных документов, подготовленных в 2000 и 2008 гг. Анализ этих итогов показал, что не удалось реализовать главное условие устойчивого развития в стратегической перспективе — создание конкурентоспособной технологической базы экономики. Для преодоления угроз, порождаемых этой ситуацией, необходимо, чтобы новая концепция определяла в качестве абсолютного приоритета социально-экономической стратегии ее первоочередную направленность на технологическое перевооружение экономики.

Раскрываются проблемы восстановления устойчивого и ускоренного социально-экономического роста России в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Предлагается комплекс мер, направленных на снижение инфляции, создание конкурентной среды, стимулирование инвестиций и экономического роста.

Обоснована неизбежность перехода к новому мирохозяйственному укладу и перемещения центра мировой экономики из США в Юго-Восточную Азию, оценены угрозы новой мировой войны за глобальное доминирование. Показана обусловленность этим процессом агрессии США на постсоветском пространстве с целью ужесточения контроля за своей финансово-экономической периферией и усиления своих преимуществ в конкуренции с Китаем. Определены основные приоритеты стратегии развития и экономической политики России с учетом необходимости нейтрализации рисков поражения и интеграции в ядро нового мирохозяйственного уклада.

Выделяются этапы становления федеральной поддержки моногородов. Рассматриваются проблемы определения критериев выделения моногородов. Анализируются особенности федеральной поддержки моногородов в первые годы экономического кризиса (2010–2011 гг.), а также новые инструменты этой составляющей федеральной региональной политики (2014–2015 гг.).

Формулируются основные приоритеты экономической политики, реализация которых является основным условием восстановления экономического роста в России в ближайшие годы (2018–2024) на уровне, достаточном для смягчения кризисных процессов и сдерживания дальнейшего ухудшения состояния экономики. Обосновывается, что эти приоритеты зависят от политического выбора между конкуренцией и монополией, фритредерством и протекционизмом, который должен быть осуществлен в чрезвычайно сложной ситуации — в преддверии мирового экономического кризиса после 2020 г. С точки зрения автора, это означает, что с 2015 г. мировая и российская экономики находятся в предкризисной парадигме развития и поэтому будут выстраивать в ближайшие годы предкризисную экономическую политику.

Представлены результаты эмпирического исследования влияния внешней трудовой миграции на экономику региона на примере Свердловской области. Сделан вывод о том, что модель экстенсивного развития в регионе является основным фактором привлечения избыточной иностранной рабочей силы.

Показано, что движение к устойчивому развитию в быстро меняющейся среде усиливает роль государства в экономическом росте. Определяются особенности перехода российской экономики к устойчивому развитию.

Рассмотрена модель российской экономики и главные вызовы, стоящие перед ней. Предложены четыре сценария будущего в 2018–2025 годах, оценены вероятности их реализации, подробно описана экономическая и финансовая политика, конституирующая их. Особое внимание уделено сценарию «Нового курса» («Неожиданного поворота»), связанного с переходом российской экономики к сверхбыстрому росту. Дано описание основных идей, финансовых источников роста, базовых конструкций административной, экономической, институциональной и финансовой политики в рамках сценария «Новый курс». Определены целевые индикаторы, которых должна достигать макроэкономика, чтобы находиться в состоянии сверхбыстрого роста.

Исследуются актуальные проблемы реформирования отношений собственности и сферы трудовых отношений. Предлагаются конкретные шаги по дебюрократизации государственной собственности и выстраиванию социально-экономических отношений, формирующих не только стимулы, но и общественное уважение к производительному, инициативному, ориентированному на творческий поиск труду и человеку труда. При этом речь идет не столько о формальной ренационализации, сколько о более демократичном распределении ключевых прав собственности.

По мнению автора, информационная и коммуникационная культура является одним из важнейших компонентов системы управления знаниями в компании. Те предприятия, которые сумеют первыми увязать свою информационную и коммуникационную культуру с общей стратегией своего развития, приобретут существенное конкурентное преимущество.

Проведен анализ научно-технического потенциала страны, рисков и угроз, тормозящих решение приоритетных задач обеспечения безопасно-сти в сфере науки и технологий. Сформирована система критериев научной и технологической безопасности, даны рекомендации по совершенствованию механизма управления научно-техническим развитием с целью укрепления экономической безопасности страны.

Проанализирована система государственных и муниципальных закупок в РФ в части информационной открытости. Представлены основные результаты реформирования системы государственного и муниципального заказа.

Индикаторы рынка

Информеры - курсы валют Информеры - курсы валют

Информеры - курсы валют RosInvest.Com Котировки, новости