Статьи


Проанализированы уроки финансово-экономического и социального кризиса в России 2008–2009 гг. Обоснованы приоритетные направления модернизации экономики страны, способные вывести Россию на уровень наиболее развитых стран по ряду показателей.

Как создать условия, стимулирующие инновационную активность населения? Как России найти свою нишу в сфере высоких технологий? Ответы на эти и другие актуальные вопросы прозвучали в интервью, данном академиком Е.П. Велиховым главному редактору журнала А.А. Хачатуряну.

Анализируются противоречия между экономическим ростом и социальным развитием, наблюдаемые в России в условиях отказа от административно-командных методов руководства и становления института частной собственности. От того, насколько успешен будет процесс формирования института частной собственности, зависит обеспечение государством социально-экономического развития – как отдельного индивида, так и общества в целом.

Предложено авторское определение территориальной конкуренции, конкурентного позиционирования и конкурентного иммунитета. Выделены особенности и источники конкурентной активности территорий.

Раскрываются проблемы восстановления устойчивого и ускоренного социально-экономического роста России в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Предлагается комплекс мер, направленных на снижение инфляции, создание конкурентной среды, стимулирование инвестиций и экономического роста.

Обоснована неизбежность перехода к новому мирохозяйственному укладу и перемещения центра мировой экономики из США в Юго-Восточную Азию, оценены угрозы новой мировой войны за глобальное доминирование. Показана обусловленность этим процессом агрессии США на постсоветском пространстве с целью ужесточения контроля за своей финансово-экономической периферией и усиления своих преимуществ в конкуренции с Китаем. Определены основные приоритеты стратегии развития и экономической политики России с учетом необходимости нейтрализации рисков поражения и интеграции в ядро нового мирохозяйственного уклада.

Выделяются этапы становления федеральной поддержки моногородов. Рассматриваются проблемы определения критериев выделения моногородов. Анализируются особенности федеральной поддержки моногородов в первые годы экономического кризиса (2010–2011 гг.), а также новые инструменты этой составляющей федеральной региональной политики (2014–2015 гг.).

Представлены результаты эмпирического исследования влияния внешней трудовой миграции на экономику региона на примере Свердловской области. Сделан вывод о том, что модель экстенсивного развития в регионе является основным фактором привлечения избыточной иностранной рабочей силы.

Показано, что движение к устойчивому развитию в быстро меняющейся среде усиливает роль государства в экономическом росте. Определяются особенности перехода российской экономики к устойчивому развитию.

Исследуются актуальные проблемы реформирования отношений собственности и сферы трудовых отношений. Предлагаются конкретные шаги по дебюрократизации государственной собственности и выстраиванию социально-экономических отношений, формирующих не только стимулы, но и общественное уважение к производительному, инициативному, ориентированному на творческий поиск труду и человеку труда. При этом речь идет не столько о формальной ренационализации, сколько о более демократичном распределении ключевых прав собственности.

По мнению автора, информационная и коммуникационная культура является одним из важнейших компонентов системы управления знаниями в компании. Те предприятия, которые сумеют первыми увязать свою информационную и коммуникационную культуру с общей стратегией своего развития, приобретут существенное конкурентное преимущество.

Проведен анализ научно-технического потенциала страны, рисков и угроз, тормозящих решение приоритетных задач обеспечения безопасно-сти в сфере науки и технологий. Сформирована система критериев научной и технологической безопасности, даны рекомендации по совершенствованию механизма управления научно-техническим развитием с целью укрепления экономической безопасности страны.

Проанализирована система государственных и муниципальных закупок в РФ в части информационной открытости. Представлены основные результаты реформирования системы государственного и муниципального заказа.

Констатируется появление нового направления – экологического институционализма, позволяющего  теоретически  обосновать механизм  и  направления трансформации существующих  институтов в  зависимости  от  модели  развития общества.  Разъясняется требование  иного  подхода к  объекту территориального стратегирования как к эколого-экономической системе.

Рассматривается состояние российской экономики. Оцениваются результаты рыночных преобразований, а также основные причины развала промышленного потенциала страны в целом и особенно машиностроения

Рассматриваются современные формы государственно-частного партнерства в России. Анализируются меры по развитию механизмов управления государственными корпорациями, в том числе введение института независимых директоров.

На основании международных рейтингов страны мира позиционируются в инновационном процессе. Показано, что Россия может и должна занять более достойное место среди других государств по ряду индикаторов.

Рассматриваются системы, основанные на банках и рынках, различающиеся по источникам финансирования предприятий и роли банков в них: в первой они влияют на промышленность непосредственно, во второй — опосредованно. Определена роль банков в кризисах, имеющих как циклическую, так и нециклическую логику возникновения. Приводятся примеры эффективности банковской системы в оживлении промышленности и экономики в целом.

Обобщаются условия улучшения партнерских отношений России и Италии, отмечается важность выстраивания совместных российско-итальянских институтов и механизмов сотрудничества. Особая роль отводится  партнерству в области производства, инвестиций и инноваций, а также  участию итальянских предприятий малого и среднего бизнеса в реализации планов развития в регионах России.

По мнению автора, поддержка банковского сектора со стороны регулирующих органов – Банка России и Минфина — оправданная с точки зрения обеспечения стабильности функционирования российского финансового сектора, очевидным образом концентрировалась на крупнейших банках, тем или иным способом аффилированных с государством или крупными госкомпаниями. В связи с этим в последние годы выросла и без того высокая концентрация активов и капитала в банковском секторе. Соответственно, продолжает расти и доля активов и капитала крупнейших государственных банков.

Индикаторы рынка

Информеры - курсы валют Информеры - курсы валют

Информеры - курсы валют RosInvest.Com Котировки, новости