Статьи


Наряду с формализованными видами национальной безопасности – военной, продовольственной и др. – обоснована необходимость введения такого понятия, как инновационная безопасность государства. Раскрыты особенности экономического развития на базе собственных инноваций.

Исследуются проблемы российского высшего образования в свете международных рейтинговых систем. Формулируются рекомендации, направленные на преодоление этих проблем.

Рассматриваются фундаментальные основы теории управления экономическими системами на макро- и микроуровне. Приведены наиболее распространенные формы и типы современного управления, представлен комбинаторный подход к управлению на макроуровне.

Рассматриваются понятия стационарности и нестационарности экономических систем. Анализируются формирующие их факторы, приводятся специфические особенности.

Проанализированы основные организационно-экономические инновации, направленные на реформирование науки. Намечены пути совершенствования механизма управления научно-технологическим развитием и повышения эффективности осуществляемых реформ.

Рассматривается суть недавно принятого Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предлагаются изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, способствующие полноценному финансированию российской науки.

Обсуждаются тенденции, характерные для развития российской экономики начиная с 1990-х годов. Подчеркнуто, что для реального прорыва необходимы решительные действия со стороны государства, способствующие созданию институциональной среды, которая стимулировала бы активность отечественных предпринимателей в направлении технологического перевооружения экономики.

Разъясняется сущность научно-образовательной дисциплины «экономическая безопасность». Приводится список новых угроз экономической безопасности России и предлагаются меры по защите национальных интересов.

Рассматриваются понятие электронного правительства и его роль в повышении эффективности деятельности органов государственного управления. Разъясняется термин «электронное общество», показывается его связь с социально-экономическим развитием страны.

Предложены определения территориальной конкуренции, конкурентного позиционирования и конкурентного иммунитета. Выделены особенности и источники конкурентной активности территорий, а также ограничивающие ее факторы.

Экономическая политика «зеленого» роста, принятая в качестве стратегического направления развития стран – членов ОЭСР в 2009 г., рассматривается как основа для модернизации энергетического базиса российской экономики. Отмечается ее тесная связь с целями государства в области социальных преобразований.

Исследуются теоретические аспекты экономического роста на основе модернизации в промышленности в условиях инновационной экономики. Анализируются факторы и мотивы, определяющие решения о проведении и финансировании соответствующих мероприятий.

Проанализированы уроки финансово-экономического и социального кризиса в России 2008–2009 гг. Обоснованы приоритетные направления модернизации экономики страны, способные вывести Россию на уровень наиболее развитых стран по ряду показателей.

Как создать условия, стимулирующие инновационную активность населения? Как России найти свою нишу в сфере высоких технологий? Ответы на эти и другие актуальные вопросы прозвучали в интервью, данном академиком Е.П. Велиховым главному редактору журнала А.А. Хачатуряну.

Анализируются противоречия между экономическим ростом и социальным развитием, наблюдаемые в России в условиях отказа от административно-командных методов руководства и становления института частной собственности. От того, насколько успешен будет процесс формирования института частной собственности, зависит обеспечение государством социально-экономического развития – как отдельного индивида, так и общества в целом.

Предложено авторское определение территориальной конкуренции, конкурентного позиционирования и конкурентного иммунитета. Выделены особенности и источники конкурентной активности территорий.

Раскрываются вопросы эволюционирования системы предоставления межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Рассматриваются дальнейшие шаги, которые могут быть предприняты в этом вопросе. Показано, что межбюджетные трансферты в многоуровневой налогово-бюджетной системе направлены, с одной стороны, на повышение экономической эффективности, с другой – минимизацию негативных последствий децентрализации расходных обязательств. По мнению авторов, в идеале «модельный» бюджет должен учитывать, сколько нужно затратить бюджетных средств, чтобы соответствующие полномочия выполнялись качественно с учетом климатических, географических и прочих объективных факторов.

Исследуется концепция социально-экономического развития страны на предстоящий период как третья попытка определения стратегических ориентиров развития. Ее реалистичность, по мнению автора, во многом определяется итогами и опытом, полученными в ходе реализации аналогичных документов, подготовленных в 2000 и 2008 гг. Анализ этих итогов показал, что не удалось реализовать главное условие устойчивого развития в стратегической перспективе — создание конкурентоспособной технологической базы экономики. Для преодоления угроз, порождаемых этой ситуацией, необходимо, чтобы новая концепция определяла в качестве абсолютного приоритета социально-экономической стратегии ее первоочередную направленность на технологическое перевооружение экономики.

Раскрываются проблемы восстановления устойчивого и ускоренного социально-экономического роста России в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Предлагается комплекс мер, направленных на снижение инфляции, создание конкурентной среды, стимулирование инвестиций и экономического роста.

Обоснована неизбежность перехода к новому мирохозяйственному укладу и перемещения центра мировой экономики из США в Юго-Восточную Азию, оценены угрозы новой мировой войны за глобальное доминирование. Показана обусловленность этим процессом агрессии США на постсоветском пространстве с целью ужесточения контроля за своей финансово-экономической периферией и усиления своих преимуществ в конкуренции с Китаем. Определены основные приоритеты стратегии развития и экономической политики России с учетом необходимости нейтрализации рисков поражения и интеграции в ядро нового мирохозяйственного уклада.

Индикаторы рынка

Информеры - курсы валют Информеры - курсы валют

Информеры - курсы валют RosInvest.Com Котировки, новости